Фурор Сухина!
01.09.03

Сегодня завершилась первая сессия проблемных курсов подготовки руководителей кружков, учителей и тренеров по шахматам (проходила 30-31 августа). И эта сессия удалась!!! 

Внимательный читатель помнит, что с аналогичным заголовком была опубликована информация о семинаре судей в Ульяновске, который провел И. А. Верещагин в феврале прошлого года (да и в мае этого года эффект был приличный - хотя шахматисты уже были наслышаны о нем и готовились!). Его выступление было воспринято буквально на "Ура"!

 Аналогичная история произошла и с Игорем Георгиевичем Сухиным - научным сотрудником Института теории образования и педагогики РАО Министерства Образования России из Москвы, автором более чем полусотни шахматных учебников и других методических разработок , который любезно согласился приехать в Ульяновск и встретиться с нашими людьми, двигателями шахмат в школах и секциях.

И беседы получились и познавательными, и полезными, и результативными (о первом результате можно будет сказать уже в конце настоящей статьи!). Я не оговорился - Игорь Георгиевич не читал лекции, а именно БЕСЕДОВАЛ со слушателями. И беседы были разноплановыми (но строго на шахматные темы!). Вот часть того, о чем говорилось: 1. Основные требования, предъявляемые к школьному учителю и тренеру. 2. О пользе шахмат для детей. 3. Возраст, в котором научились играть в шахматы некоторые выдающиеся шахматисты мира. 4. География Шахматного всеобуча в России и в мире. 5. На пути к созданию авторской методики обучения дошкольников 2-5 лет, элементы которой в дальнейшем были использованы и в материалах для начальной школы. 6. Книга "Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2   5 лет", 1994, как результат обработки передового опыты преподавания шахмат. 7. Особенности обучения шахматам "шустриков" и "мямликов". 8. Книги "Приключения в Шахматной стране" (для 5-7 лет), 1991  и её переработка "Удивительные приключения в Шахматной стране" (для 5-8 лет) 9. Рекомендуемая последовательность выполнения большинства учебных заданий для детей 5-7 лет и какие примеры подбирать. 10. О диафильмах "Приключения в Шахматной стране: Первый шаг в мир шахмат" и "Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат" (Диафильмы были показаны. Понравились и взрослым!).  11. О деятельности А.Карпова и работе Академии Г.Каспарова и по популяризации шахмат среди детей. 12. Книги, необходимые шахматному учителю и тренеру. 13. Министерство образования России и шахматы: история становления курса "Шахматы - школе", действующая документацией для школ, официальные программы, номера министерских приказов, посвящённых шахматам, информация о круглом столе состоявшемся в 2002 году в Министерстве и посвящённого путям развития Шахматного всеобуча. 14. О программе "Шахматы, первый год", учебнике для 1 класса трёхлетней и четырёхлетней начальной школы "Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны" (Обнинск: Духовное возрождение, 1998) и пособии для учителя "Шахматы, первый год, или Учусь и учу" (Обнинск: Духовное возрождение, 1999). Конкретные дидактические задания цикла "Шахматы, первый год" и методика их проведения. 15. О программе "Шахматы, второй год", учебнике для 2 класса "Шахматы, второй год, или "Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем" (Обнинск: Духовное возрождение, 2003), и пособии для учителя "Шахматы, второй год, или Учусь и учу" (Обнинск: Духовное возрождение, 2003). Конкретные дидактические задания цикла "Шахматы, второй год" и методика их проведения. 16. О программе "Шахматы, третий год". 17. Шахматный цитатник: выбор хода, о шахматных книгах и изучении партий, о поражениях и ошибках, с кем играть, как играть, как изучать шахматы, сколько времени нужно чтобы добиться мастерства, что нужно для успеха, как играть в худших положениях, как играть в лучших положениях, как играть в дебюте, миттельшпиле, эндшпиле, о сравнительной силе фигур и их свойствах, о значении центра, о комбинациях, что важно знать начинающему шахматисту, время шахматного старта. 18. Построение дебютного репертуара: Советы тренеру (для разрядников). 19. Задача из подборки: Копилка шахматных чудес. 20. Одна из основ тренерской работы: тщательный подбор тактических примеров, предлагаемых на занятиях. Опровержения всемирно известных комбинаций, альтернативные решения (на примере книги "1000 самых знаменитых шахматных комбинаций"). 21. Толковый словарь шахматиста: немного юмора. 22. Как работать над шахматами: по книгам Суэтина, Котова, Дворецкого. 23. Применение занимательного материала: викторины. 24. Фрагменты уроков: а) Как появилась шахматная доска, б) партия-повторюшка, в) вместе с Гарри Поттером г) стихи о начальном положении и шахматной нотации... И т.д.

28 руководителей шахматных кружков, учителей, тренеров по шахматам со всех уголков области (из Ульяновска, Димитровграда, Майны, Старой Майны, Сурского, Радищево, Мелекесского района - п. Новоселки) прибыли в Ульяновск (большинство за свой счет!!!) и не ошиблись - Игорь Георгиевич увлек педагогов и негромким голосом вел за собой аудиторию - был слышен даже шорох переворачиваемых листочков. Вопросы ведущему задавались и в процессе собеседования, и в перерывах. и в конце рабочего дня (мои сочувствия Игорю Георгиевичу - чувствую, что его прилично вымотала поездка к нам! Вопросы сыпались и задавались даже при проводах гостя уже в трамвае...). Но здесь просматривается "вина" двух сторон - и слушатели оказались настоящими фанатами шахматного дела! 

Игорь Георгиевич предоставил возможность высказаться и поделиться своим опытом и слушателям. Особый интерес вызвало выступление Александра Владимировича Благодарного, который еще несколько лет назад взял за основу для своей работы методические разработки И.Г. Сухина (и результат был - его ученик в 14-летнем возрасте стал чемпионом Ульяновской области среди мужчин!!! Это достижение достойно книги рекордов Гинесса), Анатолия Мироновича Гайнуллина (ведет шахматы в начальных классах уже полтора десятка лет), Виктора Геннадьевича Минеева, Владимира Юрьевича Голубева и других. Выступления были интересными -  обратная связь она полезна для всех.

А предварили выступление И.Г. Сухина вступительное слово председателя ОШФ Парфенова В.А., который ознакомил присутствующих с целями и задачами данных курсов, познакомил с организационными моментами, начальника отдела Главного управления образования Ульяновской области Сафоновой Л.П., которая выразила надежду, что данные курсы станут переломными и шахматы активно начнут вводиться в учебный процесс школ, приветствовала присутствие в аудитории пятикурсниц педагогического университета, сравнила шахматы с математикой, которые дисциплинируют мышление школьников. Любовь Петровна подчеркнула особую пользу шахмат для младших школьников. Кстати, в ходе общения с гостем созрела идея создать областную очно-заочную шахматную школу под юридической крышей Главного управления образования (по идеям Татарстана!). 

И сегодня эта мысль нашла продолжение - директор Областного Дворца детского творчества Пчелкина Тамара Петровна поддержала идею и уже принято решение для этих целей переселить шахматную секцию Дворца в более просторное помещение для того, чтобы можно было расширить тренерский контингент! А это уже обнадеживает! Теперь очередь хода за Главным управлением образования.

Следует отметить существенный вклад комитета по физической культуре и спорту администрации Ульяновской области в проведенную сессию - они финансировали данное мероприятие. Конкретно этим занимался заместитель Председателя Ловыгин Николай Александрович. Огромное спасибо!

Не побоюсь повтора - сессия удалась! Более того - она стала настоящим СОБЫТИЕМ - обе стороны подготовились к встрече весьма неплохо. Не обошла вниманием прошедшее событие и пресса - "Ульяновская правда" своевременно информировала общественность о предстоящем событии, а  "Союз патриотов" Ульяновска прекрасно осветил мероприятие на телевидении (уделили внимание целых 10 минут из своих 30!). Тоже огромное спасибо - все это "работает" на шахматы.

До новых встреч! Следующую встречу педагогическим  коллективом шахматистов планируем провести в начале октября.